За последние годы уровень безопасности китайских автомобилей значительно повысился. Это подтверждается многочисленными краш-тестами независимых организаций и увеличивающимися списками систем активной и пассивной безопасности в моделях этих брендов.
10-15 лет назад российские автолюбители справедливо сомневались в надежности китайских автомобилей. Все помнят, как в 2007 году китайская марка Brilliance получила только одну звезду в краш-тесте EuroNCAP, что препятствовало ее появлению на европейском рынке. Другие китайские новинки того времени также часто оказывались аутсайдерами в краш-тестах, проводимых по разным системам с запутанными критериями оценки. Результаты серьезных ДТП с участием китайских автомобилей наглядно показывали, что они уступают своим европейским, американским, южнокорейским и японским конкурентам в плане безопасности.
На сегодняшний день китайские автопроизводители достигли значительных успехов в обеспечении активной и пассивной безопасности своих моделей. Оценочные системы надежности этих новинок стали более точными и объективными.
В Китае наиболее авторитетной организацией является независимая C-NCAP, аналогичная европейской EuroNCAP, которая проводит краш-тесты. С 2006 года эксперты C-NCAP тестируют автомобили, выпускаемые в Китае, используя методику, подобную EuroNCAP. Результаты этих краш-тестов также актуальны для России, где доля китайских автомобилей постепенно увеличивается. Кроме того, сама EuroNCAP регулярно проводит краш-тесты китайских новинок, так как китайские автомобили успешно продаются в Европе.
Например, электрический кроссовер Voyah Free получил максимальные пять звезд в краш-тестах C-NCAP и рейтинг безопасности 92,3%. Популярный в России кроссовер Geely Monjaro (Xingyue L в Китае) также получил пять звезд с рейтингом безопасности 89,49%. Лифтбек Changan Uni-V получил четыре звезды и 79,5%, а Changan UNI-T — пять звезд и 87,0%. Эксперты отметили высокий процент (61%) сверхпрочной стали в конструкции кузова.
Последний рейтинг EuroNCAP принес неожиданный результат. Китайский электроседан Nio ET5 опередил немецкий Volkswagen ID.7, получив 96% за защиту взрослых пассажиров и 85% за защиту детей, что сделало его самым безопасным автомобилем 2023 года по версии EuroNCAP.
Эксперты рассказали о комплексном подходе и использовании передовых технологий, которые китайские автопроизводители применяют для обеспечения безопасности. Кузова с клетками безопасности из высокопрочных сталей обеспечивают надежную защиту при фронтальных и боковых ударах. В новинках Changan силовой каркас кокпита выполнен из сверхвысокопрочной стали с пределом прочности 1500 МПа.
Почти все современные китайские автомобили оснащены преднатяжителями ремней, деформируемыми зонами, поглощающими энергию удара, и комплектом подушек безопасности. В базовой комплектации начальной модели Changan CS35 Plus предусмотрены две подушки безопасности, трехточечные ремни для всех пассажиров, активные подголовники, а также системы ABS, EBD и помощи при подъеме. В старших версиях имеются как минимум шесть подушек безопасности: фронтальные, боковые и боковые шторки для задних пассажиров.
Электронные системы играют важную роль в обеспечении безопасности. В китайских новинках стандартом становятся системы автоматического экстренного торможения (AEB), предотвращения фронтальных и перекрестных столкновений, активного контроля рядности, контроля слепых зон и другие ассистенты водителя.
Например, в автомобилях Changan установлена система предупреждения о фронтальном столкновении (FCW), которая использует радары и камеры для наблюдения за дорогой, определяет возможность столкновения и предупреждает водителя. В модели Changan Uni-V эта система может автоматически активировать торможение в случае, если водитель не реагирует на предупреждение. Также в автомобилях Geely и Belgee применяется система контроля слепых зон, которая была заимствована у дочерней компании Volvo. Кроме того, система предотвращения боковых столкновений при движении задним ходом помогает водителю при маневрировании на низких скоростях.
В старших моделях Changan установлена система безопасного выхода из автомобиля, которая предупреждает о приближении других транспортных средств при открытии двери. В флагманском кроссовере Geely Monjaro имеется ассистент предотвращения фронтального столкновения CMSF, который отслеживает автомобили, пешеходов и велосипедистов, и при необходимости активирует систему торможения.
Таким образом, китайские автопроизводители устанавливают не менее строгие стандарты безопасности для своей продукции, чем их западные конкуренты. Это подтверждается авторитетными рейтингами и системами оценки безопасности, которые показывают, что времена, когда китайские автомобили считались менее безопасными, остались в прошлом.